Всем привет. Сразу напишу, что в этой статье будет многа букаф и сложных формул, так что если вам это неинтересно — то можете не читать. Весь ниже изложенный материал составлен мной лично.
Я думаю, многие смотрели в интернете видео некого татарского суперкарбюраторщика. Так вот, эта интересная личность в своих видео рекламирует высоковольтные провода собственного производства с низким сопротивлением, обещая взамен повышение мощности двигателя, легкий запуск и устойчивую работу. Так вот, это типичный развод лохов, о чем пойдет речь далее.
Для начала разберемся, как работает система зажигания, на примере контактной. После замыкания контактов в трамблере через катушку начинает течь ток, изменяясь по закону I=U/R1*(1-e^((-R1/L)*t)), где U — напряжение, R1 — сопротивление ПЕРВИЧНОЙ цепи (сопротивление проводов, свеч и зазора в свечах — сопротивления ВТОРИЧНОЙ цепи, т.е сопротивление проводов не влияет на ток в первичной обмотке), L — индуктивность катушки, t — время замкнутого состояния контактов. После размыкания контактов во вторичной цепи напряжение резко возрастает, и его максимальное значение Umax = Ip * (L/ (C1*(w1/w2)^2+C2), где Ip — ток в первичной цепи на момент размыкания контактов, С1 — емкость конденсатора, w1 и w2 — количество витков первичной и вторичной обмотки, С2 — емкость проводников вторичной обмотки, которая мала и ей можно пренебречь. То есть максимальное напряжение во вторичной обмотке будет тем выше, чем выше ток в первичной цепи на момент размыкания контактов, индуктивность катушки, количество витков вторичной обмотки ( во вторичной обмотке количество витков обычно больше в десятки раз) и чем меньше емкость конденсатора. Из этого вытекает, что при повышении оборотов двигателя ток в первичной обмотке может не достигать нужного значения, чтобы Umax превысило необходимое напряжение пробоя зазора свечи, что вызовет пропуски зажигания.
Разберемся с напряжением во вторичной обмотке. После размыкания контактов трамблера ток во вторичной обмотке возрастает по закону I2 = Ip*(1-e^((-R2/L)*t)), где R2 — сопротивление вторичной обмотки, т.е. при повышении сопротивления высоковольтных проводов ток во вторичной обмотке будет нарастать быстрее, а с ним и напряжение, что говорит в пользу проводов с сопротивлением. Однако стоит отметить, что сопротивление вторичной обмотки складывается из сопротивления зазора свечи (которое тем выше, чем больше зазор), и сопротивления проводов, свеч и резистора в трамблере. При этом сопротивление зазора между электродами свечи в тысячи раз больше этих сопротивлений. Т.е если принять сопротивление воздушного зазора свечи 60 МОм (что равно 60 000 кОм) сопротивление резистора в трамблере 6 кОм, сопротивление свеч 3 кОм, а сопротивления проводов 5 кОм в первом случае и 0 Ом во втором, то разница между вторым и первым случаем будет ничтожно мала. Т.е. поставив провода без сопротивления или с сопротивлением, вы не увидите разницы.
Но было бы нечестно не упомянуть, что энергия, запасенная в катушке зажигания, тратится на пробой воздушного зазора, и на преодоление сопротивления проводников. Оставшаяся после этого энергия расходуется во время горения искры. Если учесть, что пробой зазора ( при его обычных значениях 0,6-1,2 мм) произойдет в любом случае, то установка проводов без сопротивления незначительно продлит время горения искры, но также и время между размыканием контактов и искрой. Однако эта разница будет составлять десятые доли процента, и на работе двигателя это не отразится. Отсюда вытекает и тот факт, что слишком большой зазор в свечах хотя и увеличивает длину искры, но приводит к слишком малому времени горения искры и уменьшению ее температуры, что приведет к снижению мощности двигателя, а слишком малый зазор повысит и время горения, и температуру искры, однако из-за уменьшения площади взаимодействия искры и топливно-воздушной смеси время ее воспламенения увеличится, что также приведет к снижению мощности.
Также имеется диаграмма испытаний свечей с различными сопротивлениями:
Свечи А17ДВМ — без резистора (их сопротивление мало), А17ДВРМ — те же самые свечи, но с резистором, их сопротивление около 5 кОм. Как видно из диаграммы, расход топлива со свечами с дополнительным сопротивлением даже ниже, чем со свечами с "нулевым" сопротивлением. Если учесть, что без разницы, где будет сопротивление — в проводах или свечах, то замена проводов с сопротивлением (к примеру Tesla с сопротивлением 4-7 кОм) на чудопровода чудокарбюраторщика без сопротивления не приведет ни к повышению мощности, ни к улучшению запуска двигателя, ни к снижению расхода топлива. Справедливости ради стоит отметить, что в аварийном режиме ( при снижении напряжения с 12 до 9 В) свечи без сопротивления показали себя лучше. Однако при напряжении 9 В вам не удастся даже запустит двигатель, соответственно это преимущество нивелируется.
Также приведу осцилограмму системы зажигания с повышенным сопротивлением вторичной цепи (загрязнены контакты) :
Это привело к снижению длительности горения искры, однако это незначительная неисправность, которая вряд ли повлияет на работу двигателя.
Как вывод, хочу отметить: лично я заменил провода Tesla с сопротивлением 4-6 кОм на советские медные провода с "нулевым" сопротивлением. При этом никакого улучшения или ухудшения в работе двигателя не замечено. Соответственно, теория подтвердилась практикой, и МИФ о ПРОВОДАХ С НУЛЕВЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ Р А З Р У Ш Е Н
Для классики 2101-2107 АВТОВАЗ рекомендует использовать провода с сопротивлением 2 кОм ( с учетом установленного в трамблере резистора на 5-6 кОм)
Для наибольшей эффективности работы любой системы автомобиля следует придерживаться рекомендаций завода — изготовителя.
Comments 22
Вообще не понимаю каким образом этот «татарский карбюраторщик» стал знаменитым. Попался он мне как-то, глаза на лоб полезли от его умозаключений и аккуратности работ
После замены вв проводов «нулевого сопротивления» на обычные, я заметил, что действительно расход на них существенно меньше . Процентов на 30
Единственный минус "нулевиков" — свечи сильно подгорают, особенно если с "тонким" центральным электродом. За 10-15 тыс — в утиль. По этой же причине есть бОльший шанс проморгать зазор и купить новый модуль.
Водители делятся на тех, кто уже ездит на медных ВВ проводах и тех, кто еще пока не ездит. Вторые нередко ищут подвох и подводят теоретическую базу. Но теория хороша ровно до тех пор, пока не расходится с практикой. А практика такова, что на "нулевиках" искра ярче и мощнее. Особенно четко это видно в барокамере. под давлением. Да и просто жопомер очень чувствует изменение поведения машины. Особенно зимой, особенно если как я ездите на спиртовом бензине. Еще приятная особенность меди — она почти вечная. В отличии от сомнительного качества углеволокна в проводах с сопротивлением, которое со временем в гивно превращается и его характеристики просто в космос улетают.
Почитал.Посмотрел.И улыбнуло!..
Я сам механик.Огромное время думал, и надеялся на то что прав.И другим впаривал.Нулевое сопротивление грех всему.Катушке.Комутатору.Помехи… А хрен.
Сам ради прикола, сделал себе. И о жопа пришла сразу.Моим, ранее убеждениям.Моя нива при бсз, прет как танк с низов.Динамичный разгон.Стабильный хх.Плюсы пока одни.Минусов не нашел.За 3.000 км, износа а крышке трамблера нет.Выгорания уголька нет.Выжигание электрода свечи нет.Пробоя проводов нет.Катушка норм.Комутатор ок.Состояние головы гуд.
Вам решать.Но я доволен.Тесла в топку.
Ваше право так думать, а я запарился ЭБУ ремонтировать после того как умелые ручки ставят нулевые провода, и причиной выхода мосфета, токоизмерительного резистора и катушки является очень часто пробой самого провода на массу авто или использование свеч без резистора.
как много цыфр и крутые формулы ))) только они не подходят никак для данной темы, причем тут вторичка или первичка ?)))) обмотка первичка и вторичка применяется на генерирующих агрегатах, … для чего на конструкторах или машинах для гонок ставят провода с большим сечением ? может за 800 рублей и дорого, но лет 10 стоят на всех машинах которые есть древние провода времен СССР с газона 53, они вечные, знакомые ставят от проводов для прикуривания там огромное сечение, о проводах которые предлагают производители ( оригинал не оригинал ) даже говорить не хочу, ВОТ ЭТО ТОЧНО ЛОХОТРОН, экономит ли это топливо ? НЕТ, просто машина будет работать ровнее, и более стабильно, все остальное по поводу мощности БРЕД, у каждого топлива есть свой КПД, больше он не становится от времени горения искры и от температуры ВКЛЮЧИТЕ ГОЛОВУ
Кто бы что не говорил, а эксперимент показывает чуть более жирную искру на свече в машинке давления и полное отсутствие пропусков при давлении в 15 атм на проводе с медной жилой. А на разных штатных графитовых проводах/свечках и искра жиже, и при накачке давления свыше 12 атм пропуски появляться начинают. А при том что и большинство свечей имеет резистор(но сопротивление у него в разы меньше чем у куска графитового провода), то никакого фона нету на радио или еще чём-то. Так что вот так вот. Вероятно если свечи будут без резистора, то могут появиться проблемы с наводкой. Но кто мешает такие не ставить. Ждать каких-то явных ощущений от этих проводов бессмысленно, но дрыгану работать без пропусков будет комфортнее однозначно. Еще провода с медной жилой всегда холодные, а графитовые нагреваются. Кто-то говорит свечи съест быстро, ну при цене например на 8клоп 4х свечек в 300р, так я их вместе с маслом меняю раз в 7 тыщ и не парюсь. Это если конечно по 1.5 тыщи за штуку 6 покупать, а то и 8-мь, то да, наверное хочется чтоб они вечными были )
не знаю как у вас ни играет роли, я купил электронную систему зажигания, новые свечи и новые провода тесла все хорошо но машина отказывалась ехать и разгонялась как будто сзади прицеп с арбузами, не знал что делать, даже есть статья у меня в блоге, но только сменил провода на медны машинку стало не узнать) расход упал и арбузы куда то подевались) разгон стал радовать
ПМВК — медь в силиконе — наш ответ в тюнинге системы зажигания
100%
согласен
Дело мне кажется не в том что изменений в работе движка нет, дело в том что менять мх то и дело не надо будет.Я год проездил с проводами всё норм.
Так что с проводами не играться лучше? И ставить какие завод рекомендует?
Прочитал у вас — "установка проводов без сопротивления незначительно продлит время горения искры". Я слышал совершенно противоположное мнение — искра будет мощнее, но короче по времени. Что ес-сно хуже, т.к. возможна эрозия свечей и сокращение по времени индуктивной части разряда.
Ну видимо так и есть, что разницу почувствовать не удастся. Ибо, если я правильно понял, можно поставить свечи с малым сопротивлением и провода с определённым сопротивлением, либо свечи чуть с большим и провода с нулевым. Будет шило на мыло. У родных ВАЗовских проводов для ППривода, распр. сопротивление примерно 2,5 кОм. У свечей с резистором 4,5 кОм — 7,5 кОм. Может провода Наиля просто более долговечны и качественнее? К примеру, возьму свечи 6,5 и провода Н. Порошина или свечи 4,5 и провода ВАЗ — примерно будет одно и тоже (если я правильно понял).
Большинство современных силиконовых вв проводов для авто представляют внутри себя проводник, состоящий из обычной нитки, свитой особым образом и пропитанной графитной ерундой. После полугода-года использования многие такие провода внутри в месте изгиба просто рвутся, искрообразование идет с перебоями. Плюс из-за разной длины проводов разнится и их сопротивление, что приводит к некоторым различиям в искрообразовании всех цилиндров. После замены за полтора года третьего комплекта вв силиконовых проводов я плюнул и купил обычные медные многожильные Вазовские с жесткой оболочкой, красные такие, за 80р комплект. И как отшептало — за три года ни разу их не менял, с искрой полный порядок. Тем более что двигаюсь на газу — там сразу заметны любые отклонения от нормального состояния системы зажигания. Не спорю, если выбрать качественные силиконовые провода с сопротивлением — они будут прекрасно работать и ходить. Но, к сожалению, таких проводов мне не попадалось, а каждый раз отдавать по 500 рублей за эксперименты как-то не хочется. Движок у меня классический 2106, система зажигания бесконтактная.
В общем написано верно, но в математике немного неточно. "После размыкания контактов трамблера ток во вторичной обмотке возрастает по закону I2 = Ip*(1-e^((-R2/L)*t))" — для начала, "установившееся" (в очень малом масштабе времени) значение будет Iр*w1/w2, где w — число витков обмоток. Во-вторых этот начальный процесс нарастания тока — ничто по сравнению с временем горения дуги, а тут как раз энергия и рассеивается в сопротивлении провода и искре достаётся её меньше (P=(I^2)*R, причём сопротивление горящего искрового разряда много меньше сопротивления проводов и резисторов).
Но вот как звенят на радиочастотах все элементы, если сопротивлений нет, — одному анализатору поля известно (хотя некоторые магнитолы с задохлыми фильтрами по питанию тоже знают проблему). Плюс немаловажный факт — износ электродов при слишком большой энергии искры.
Короче, спасибо, что несёте свет в массы.
Сопротивление по сути нужно только для подавления помех. Разницы нет для искрообразования никакой. Просто часто самодельные провода (и это не обязательно с нулевым сопротивлением) получаются качественнее. Хз, почему экономят на себестоимости производители.
Я лох.провода заказывал у Наиля разницы особо не почуствовал, но зато на лмчном опыте убедился)
Та мудак он и аферист. Посмотрев его видео, можно убить машину по незнанию от его советов. И за сколько же он их продает?