<<Назад

Просто и ясно о формате WAVE файла.
----------------------------------

Приведенной информации вполне достаточно для работы с PCM WAVE
файлами (8/16 бит, моно/стерео)

WAVE файлы являются подмножеством файлов RIFF формата (Resource
Interchange File Format), разработанного для хранения ресурсов
мультимедиа. Об этом формате надо знать совсем немного. Основной
элемент RIFF файла - т.н. чанк (chunk), имеющий структуру

typedef struct
{
DWORD ckID; // Идентификатор чанка, служит для опознания чанка
DWORD ckSize; // Размер чанка (без ckID & cdSize) в байтах
BYTE ckData[ckSize];// Данные
} CK;

Основные типы чанков имеют идентификаторы "RIFF" и "LIST" и могут состоять
из вложенных чанков (субчанков).

Мы рассмотрим наиболее простой случай WAVE файла, состоящего из одного
лишь RIFF-чанка, содержащего WAVE-форму (WAVE-form). Честно говоря, я ни разу
не видел wave файла, содержащего более одного WAVE-чанка, поэтому мы
рассмотрим именно файл с одним-единственным WAVE-чанком.



WAVE-форма
----------


WAVE-форма наиболее простой категории - PCM (см. ниже) имеет следующий вид:

<WAVE-форма> = 'WAVE' + <fmt-чанк> + <data-чанк> , где

'WAVE' - просто сигнатура WAVE-формы
<fmt-чанк> - чанк с информацией о звуковом сигнале
<data-чанк> - чанк с собственно сигналом

<fmt-чанк> = 'fmt ' + <ckSize> + <WaveFormat> + <fmt-specific> , где

'fmt ' - сигнатура fmt-чанка
<ckSize> - его размер
<WaveFormat> - структура WaveFormat(mmsystem.h), описанная ниже
<fmt-specific> - структура с дополнительной информацией о формате,
имеет переменную длину и зависит от
wFormatCategory (см. ниже). В случае с PCM удобно
пользоваться структурой WaveFormatEx (mmsystem.h),
объединяющей в себе WaveFormat и два поля из fmt-specific.
Документация по Win32 SDK утверждает, что WaveFormatEx
будет работать для ВСЕХ не-PCM форматов, что идет вразрез
с утверждением MM Programmer`s Reference о переменной
длине fmt-specific. Так что вопрос с не-PCM форматами
мне пока не ясен.

<data-чанк> = 'data' + <ckSize> + <собственно сигнал> , где

'data' - сигнатура data-чанка
<ckSize> - его размер
<собственно сигнал> - последовательность байт, описывающая сигнал
(см. Формат данных PCM)


WaveFormat
----------


Структура WaveFormat имеет вид:

typedef struct
{
WORD wFormatTag; // Категория формата
WORD nChannels; // Число каналов
DWORD nSamplesPerSec; // Частота дискретизации
DWORD nAvgBytesPerSec; // Байт в секунду
WORD nBlockAlign; // Выравнивание данных в data-чанке
} WaveFormat;

Рассмотрим эту структуру подробнее.

wFormatTag Категория формата (неудачный перевод: калька format category).
От этого значения зависят значения остальных полей этой
структуры, структура <fmt-specific> и data-чанка. Существует
несколько категорий формата; самая доступная - PCM (Pulse
Code Modulation) имеет wFormatTag = 1.
nChannels 1 - моно, 2-стерео, о большем числе каналов документация
умалчивает.
nSamplesPerSec Частота дискретизации (число сэмплов в секунду).
nAvgBytesPerSec Среднее число байт в секунду, используется для эффективной
буферизации. Для PCM вычисляется по формуле:
(nChannels*nSamplesPerSec*nBitsPerSample)/8.
nBlockAlign Выравнивание данных в data-чанке. Для PCM вычисляется
по формуле:
(nChannels*nBitsPerSample)/8.


<fmt-specific> - Для категории PCM эта структура имеет одно значащее поле
UINT nBitsPerSample, которое поведает нам о разрядности
дискретизации (см. wFormatTag & Формат данных PCM). Если,
например,nBitsPerSample = 12 , то сэмпл хранится в старших
12 битах слова, а младшие 4 - нули. Следом идет поле
WORD cbSize, используемое не-PCM форматом ( так, формат
ADPCM, например, хранит здесь некий коэффициент,
необходимый для кодирования/декодирования сигнала). Для
PCM-формата это поле может отсутствовать.



Формат данных PCM
-----------------

Здесь описана схема размещения данных в data-чанке wave файла.
В моно wave файле сэмплы расположены последовательно один за другим:
sample[0],sample[1],sample[2]...
В стерео wave файле сэмплы идут попарно:
left[0],right[0],left[1],right[1],left[2]...
Для более, чем двухканального сигнала (квадрозвук?!?) последовательность
чередования каналов не определена (а, может уже и определена, а я не знаю).

Channel0 - байт для левого канала
Channel1 - байт для правого канала

8 bit mono:
-Sample1- -Sample2- -Sample3- -Sample4-
Channel0 Channel0 Channel0 Channel0

8 bit stereo:
--------Sample1------- --------Sample2-------
Channel0 Channel1 Channel0 Channel1

16 bit mono:
--------Sample1------- --------Sample2-------
Channel0 Channel0 Channel0 Channel0
(low byte) (high byte) (low byte) (high byte)

16 bit stereo:
-------------------Sample1---------------------
Channel0 Channel0 Channel1 Channel1
(low byte) (high byte) (low byte) (high byte)

Средние и крайние значения элемента дискретизации вычисляются так:

Разрядность Формат данных
------------------------------
1-8 bit unsigned char
8-16 bit int

например,

Формат Max Min Midpoint
---------------------------------------
8 bit PCM 255 0 128
16 bit PCM 32767 -32768 0



Для примера разберем начало простенького PCM WAVE файла по байтам
Все смещения (слева) и размеры полей (справа в квадратных скобках )
приведены в hex виде.

---------------------- Начало RIFF-чанка
00 'RIFF' [4]
04 DWORD - размер RIFF-чанка [4]
---------------------- Начало WAVE-формы
08 'WAVE' [4]
---------------------- Начало fmt-чанка
0C 'fmt ' [4]
10 DWORD - размер fmt-чанка (10h или 12h) [4]
---------------------- Структура WaveFormat (или WaveFormatEx)
14 WORD wFormatTag = 1 (это же PCM) [2]
16 WORD nChannels = 1 [2]
18 DWORD nSamplesPerSec = 11025 [4]
1C DWORD nAvgBytesPerSec = 11025 [4]
20 WORD nBlockAlign = 1 [2]
22 WORD nBitsPerSample = 8 [2]
24 WORD cbSize (=0 или отсутствует для PCM. [2]
Далее в круглых скобках приведены
смещения для случая без cbSize)
---------------------- Конец fmt-чанка
---------------------- Начало data-чанка
26 (24) 'data' [4]
2A (28) DWORD размер data-чанка [4]
2E (2C) Sample0,Sample1,Sample2,... [???]
---------------------- Конец WAVE-формы
---------------------- Конец RIFF-чанка

Работать с таким файлом можно по следующей грубой схеме:

1. Проверяем сигнатуру 'RIFF' по смещению 0
2. Проверяем сигнатуру 'WAVE' по смещению 8
3. Проверяем wFormatTag=1 по смещению 14
4. Читаем nChannels,nBitsPerSample по смещениям 16 и 22
5. Если надо, читаем nSamplesPerSec по смещению 18
6. Начиная со смещения 24, начинаем искать data-чанк. Этого
можно было бы и не делать, а сразу читать сигнал по смещению 2E(2C),
но я встречал wave файлы, у которых после fmt-чанка вставлен некий
fact-чанк длины 4 (+4 на сигнатуру +4 на ckSize), о назначении коего
мне, к сожалению, ничего не известно. Таким образом, после прочтения
fmt-чанка надо пройти по всем таким чанкам, пока не упремся в
data-чанк.
7. Читаем сигнал по смещению 2E(2С) или по смещению сигнатуры 'data' плюс 8
и до конца файла (или, если не лень, смотрим размер data-чанка и
соответственно читаем, сколько надо)



Надеюсь, сей скромный документ поможет читателю разобраться в
азах программирования звука, потратив на это гораздо меньше времени, чем
в моем случае. При его составлении весьма активно использовались
¦ Microsoft Windows Multimedia Programmer`s Reference
¦ Win32 SDK Programmer`s Guide
¦ некоторый личный опыт.


Serg Sorokin

Hosted by uCoz