Это не фантастика, это метод понимания и создания сложных вещей через их упрощение, так сказать. Моё любимое изречение - "make it simple", или "чем проще, тем лучше".
Простые "базовые" компоненты, желательно "идеальные", с возможностью задавать нулевые и бесконечные величины параметров, позволяют понять принцип, идею, выделить существенные и отсеять второстепенные параметры и эффекты. Когда вы испоьзуете готовые модели, например, транзисторов (которые чаще всего уже неправильные, особенно на больших частотах), практически невозможно понять, какой параметр транзистора боьше всего влияет на работу вашей схемы. Выделить же и игнорировать какой-то один параметр из десятков, мспользуемых в СПАЙС-моделях, практически невозможно. Гораздо легче начать "с нуля", и постепенно добавлять в модель то, что действительно важно, а чем то просто пренебречь.
Кстати, простейший закон Ома все вроде бы знают, но не все инженеры умеют правильно применить на практике. А как работает, например, трансформатор, даже идеальный, без потерь и рассеяния - практически никто вообще не знает. Это по опыту интервьюирования в ведущих американских компаниях по разработке источников питания (!!!). А в NL вы можете поиграться с тем же трансформатором начиная с идеального - то есть реально не существующего в природе (вот тут действительно "фантастика") - и добавляя шаг за шагом "неидеальности", и таким образом понять, что на что влияет, чем можно пренебрегать, а чем нельзя, и т.д.
Все это относится в основном к аналоговым схемам. Вы спросили про контроллеры: это может быть не совсем область NL. Для цифрового моделирования в ней есть очень простые логические элементы, произвольные логические функции, C, и DLL-ки. То есть средства для моделирования алгоритмов, а не конкретных цифровых компонентов. Так что если Вы уже знаете, как Ваша схема должна работать, и речь только о выборе и моделировании конкретного контроллера, то NL тут уже не поможет... Поздно