Реклама на сайте English version  DatasheetsDatasheets

KAZUS.RU - Электронный портал. Принципиальные схемы, Datasheets, Форум по электронике

Новости электроники Новости Литература, электронные книги Литература Документация, даташиты Документация Поиск даташитов (datasheets)Поиск PDF
  От производителей
Новости поставщиков
В мире электроники

  Сборник статей
Электронные книги
FAQ по электронике

  Datasheets
Поиск SMD
Он-лайн справочник

Принципиальные схемы Схемы Каталоги программ, сайтов Каталоги Общение, форум Общение Ваш аккаунтАккаунт
  Каталог схем
Избранные схемы
FAQ по электронике
  Программы
Каталог сайтов
Производители электроники
  Форумы по электронике
Помощь проекту

Электроника - это просто Теоретические и практические вопросы для начинающих электронщиков.

 
Опции темы
Непрочитано 19.08.2021, 05:10  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

Сообщение от vidask Посмотреть сообщение
А если двигатель запитать не напрямую от моста, дающего большие пульсации, а сгладить их?
Перед тем как героически преодолевать трудности, нужно знать что конкретно полезного это даст [ответ: ни-че-го]. И место не резиновое, чтобы здоровые бочки втыкать.

Модуляция шим-а в данном конкретном случае тоже ничего особо не даст. Какие-то копейки, из-за которых нет смысла уродоваться.
Реклама:
p_v вне форума  
Непрочитано 19.08.2021, 13:36  
Инн
Почётный гражданин KAZUS.RU
 
Аватар для Инн
 
Регистрация: 03.05.2012
Сообщений: 1,411
Сказал спасибо: 1,016
Сказали Спасибо 2,014 раз(а) в 556 сообщении(ях)
Инн на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

Уважаемый Коллега,
Вы не ставите конкретно задачу ("поиздеваться" -- это ведь не то, что Вам нужно?), но поверьте на слово, что не следует универсальный дв-ль питать от пост.тока. Длинное это дело -- объяснять, почему не следует.
На это есть множество причин.
(А основные потери там не в стали и меди статора, а в роторе. Ну, и, для таких малых машин, потери на вентиляцию, но это тоже почти ротор.)

Оставьте всё, как есть.
Питайте его так, как предусмотрел Разработчик.

ЗЫ: И сглаживающие к-торы ставить -- дело опасное: между ними и ротором могут течь такие токи, что коллектор "протачивается" просто на глазах. Причём, без всякого искрения. Ещё мальчишкой это видел.
Короче -- надо туго знать, чтО делаешь.
И курс "Электричесие машины" усвоить с усердием.

Последний раз редактировалось Инн; 19.08.2021 в 13:41.
Инн вне форума  
Непрочитано 25.08.2021, 04:49  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию

Давайте без лирики про "деды завещали тиристор". Напарник занимается разработкой намного более сложных приводов, и очень хорошо разбирается что делать можно, а что нельзя. В этом вопросе я ему полностью доверяю.

Сейчас гоняет бормашинку через латр с выпрямителем и конденсатором. Нормально все пашет. Правда выигрыш по теплу не очевиден. Зато вылез интересный момент - явно видны пульсации тока, пропорциональные оборотам (из-за коммутаций ротора)

Нажмите на изображение для увеличения
Название: test.png
Просмотров: 0
Размер:	22.7 Кб
ID:	165136

Пока будет мерить дальше и смотреть спектр. Есть шанс через фурье напрямую частоту вытянуть. Даже если производительности для реалтайма не хватит - можно тихой сапой на ходу докалибровать противоэдс-ную вычислялку.

Сейчас еще трудно что-то сказать, надо больше данных набрать.

Пока такие результаты:
  • Странно, но на постоянке разницы по теплу обнаружить не удалось. По максимальной скорости вроде тоже. Вроде гремит поменьше, но это не точно (с)
  • Пульсации тока, пропорциональные оборотам ~25% от амплитуды. Точно должны выделиться. Если убрать сглаживание после выпрямителя, добавится еще 100 герц, но это фильтруется элементарно.
  • Диапазон интересующих частот для бормашинки - 2-10 килогерц. Конечно зависит от оборотов и количества полюсов. Но все сетевые бормашинки в этом плане достаточно похожи (плюс-минус лапоть).
Спектр сигнала (питание от сглаженного напряжения):

Нажмите на изображение для увеличения
Название: test1.png
Просмотров: 0
Размер:	20.4 Кб
ID:	165163

Диапазон на осцилографе нормально не выбрать, но видно что начало пустое, потом пик от оборотов и дальше гармоники. Такое алгоритмы "pitch detection" должны нормально хавать, но там надо отдельно разбираться.

Из непонятного - как делать измерения. Вроде частота выборок желательна раз в 5 больше измеряемой. То есть конкретно для бормашинок - 50 килогерц. И это надо синхронизировать с ШИМ, потому что мерить ток реально только при открытом ключе.

Единственный вменяемый вариант, который вижу - шим на 50 килогерц задирать, и делать по 1 измерению на период. Но это как-то... При фронтах 30ns =› плюс 0.5ватта динамических потерь на токе 1A в сети 220V. Впритык для сети 110 вольт будет.

Ток и спектр на тиристорном регуле:

Нажмите на изображение для увеличения
Название: triak1.png
Просмотров: 0
Размер:	21.6 Кб
ID:	165217

Нажмите на изображение для увеличения
Название: triak2.png
Просмотров: 0
Размер:	15.8 Кб
ID:	165218

Колебания от вращения есть, но спектр основательно загажен. Возможно, если пропустить через ФНЧ, станет получше, но все равно мутновато.

Возвращаясь к питанию от постоянки. Пока получается такая математика:
  • Выборку делаем ближе к верхушке, чтобы не нахватать гармоник от "острого перехода" в нуле.
  • Прогоняем выборку через ФНЧ со срезом 200 герц.
  • Дальше берем перестраиваемый фильтр на 500-15000Hz и методом половинного деления находим минимальную частоту, когда с выхода начинает идти сигнал. Это и будет искомая частота.
По перестраиваемым фильтрам. Нам нужна точность ~ 1% от частоты оборотов (~ 10 итераций). Поэтому, чтобы сэкономить на вычислениях генерируем сетку частот с переменным шагом, и по ней строим:
  • коэффициенты рекурсивного фильтра (2-3 шт)
  • шаг прохода по выборке
По мере понижения частоты - увеличиваем шаг прохода по сырым данным, чтобы не считать лишнего. ~1000 точек по 8-10 байт =› ~ 10 килобайт флеша. Терпимо.

Получается без фурье, и на глаз довольно дешево по CPU. Есть еще всякие дополнительные ухватки вроде трекинга частоты, чтобы сузить окно поиска, но скорее всего и без оптимизаций прокатит.

Надо будет загнать диаграммы тока на компьютер, и слепить скриптов, по-быстрому проверить математику - подобрать частоту дискретизации и размеры выборок.

@genao, случайно нет возможности сдампить на компьютер замеры тока болгарки для пульсирующего питания? Видимо латр + диодный мост + мотор (шунтированный быстрым диодом), но без сглаживающего конденсатора.

Надо с частотой дискретизации не меньше 1mHz, длительность 5-10сек. В идеале для 3 уставок оборотов - min / middle / max.

Если есть болгарка помощнее - это совсем здорово, если нет - любая сойдет.

Мне больше из любопытства. Когда буду дампы с бормашинки прогонять через вычислялку, заодно проверить что на болгарке чего-то принципиально нового не полезло.

https://github.com/speedcontrols/dc_...r/doc/raw_data

Залили дампы тока, для разных моделей и скоростей. Можно в эксель нужные диапазоны импортировать и графики лепить.

У хильды какие-то левые прострелы бывают. Вообще шума многовато, но вроде фильтры десятого порядка должны помочь.

Будем думать, как сетевые пульсации отпилить, а потом как частоту искать. Как вариант - сначала грубо искать половинным делением, а потом натравить узкий полосовой фильтр чтобы одна синусоида осталась, и дальше по zero cross.

Последний раз редактировалось mike-y-k; 25.08.2021 в 12:33.
p_v вне форума  
Непрочитано 06.10.2021, 13:53  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

Мда... никто не обещал что будет легко...

Сел развлекаться с дампами, обрабатывая их яваскриптом (так проще и быстрее экспериментировать).

Частота семплирования 250 килогерц.

Выхлоп после ФНЧ 15000 гц, батерворт 2 порядка * 4 прогона:

Нажмите на изображение для увеличения
Название: lp_15k.png
Просмотров: 0
Размер:	159.5 Кб
ID:	166808

После ФНЧ 15000 гц + ФВЧ 300гц

Нажмите на изображение для увеличения
Название: lp_15k_hp_300.png
Просмотров: 0
Размер:	165.7 Кб
ID:	166809

Пытался загнать сэмплы в FFT на 16384 точек, чтобы получить спектр. На графике первые 2000 точек выхлопа, дальше явный мусор.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: spectre1.png
Просмотров: 0
Размер:	138.4 Кб
ID:	166810

По-моему где-то налажал, т.к. непонятно откуда отрицательные значения.

Похоже на то, что спектр конкретно засран. И хреново то, что засран ниже искомой частоты (выше - легко фильтруется). Надо думать, откуда этот понос и как с ним бороться.
  • Есть подозрение, что полюсы мотора не симметричные, и от этого могут быть всплески на более нижних частотах (кратное 8 полюсам + гармоники)
  • Подозреваю, что лучше обрабатывать полуволны (первый график) не целиком, а выпилить 25% в начале и 25% в конце (там где ноль напряжения). Это должно сильно улучшить отношение сигнал-шум.
В общем, надо переснимать дампы, чтобы шла инфа с двух каналов - ток мотора и напряжение питания.
p_v вне форума  
Непрочитано 11.10.2021, 20:49  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

Переделал все на БПФ. Даже сошлось со скоростью вычислений и временем выборки 1024 отсчетов. Заодно слепил настоящий FIR-дециматор, и перегнал все дампы на 16килогерц, как в настоящем девайсе.

https://github.com/speedcontrols/dc_...cripts/scripts - тут все скрипты и сэмплы, кому любопытно.

Сигнал на высоких оборотах (~ 30000 rpm):

Нажмите на изображение для увеличения
Название: high_16khz.png
Просмотров: 0
Размер:	180.1 Кб
ID:	166943

Сигнал на низких оборотах (~ 4500 rpm):

Нажмите на изображение для увеличения
Название: low_16khz.png
Просмотров: 0
Размер:	123.6 Кб
ID:	166941

Спектр на высоких, по 1024 точкам, с покоцанным нулем, чтобы не убил масштаб:

Нажмите на изображение для увеличения
Название: high_spectre.png
Просмотров: 0
Размер:	98.3 Кб
ID:	166944

Спектр на низких:

Нажмите на изображение для увеличения
Название: low_spectre.png
Просмотров: 0
Размер:	72.6 Кб
ID:	166942
  • Пики 100/200/300/400 герц элементарно отбрасываются.
  • На низах точность 2.5%, итерация в пределах 0.1 сек. Не идеально, но сойдет.

Осталось отсечь мусор при разгоне, когда частота ниже 500 герц. Это видимо нужно сделать двумя способами сразу:
  • Померить энергию частоты на минимуме (600 герц), и выставить порог 70%. Когда сигнал меньше - выдаем ноль.
  • Запомнить напряжение питания (скважность) на минимально допустимых оборотах (500 герц), и никогда не опускать скважность ниже (чтобы мотор всегда гарантированно разогнался в рабочую зону).

Из хороших новостей - все влазит в дешевые stm32g030f6p6. Причем даже напряжение сети мерить не нужно, только ток.
p_v вне форума  
Непрочитано 21.10.2021, 17:23  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

У меня очередное превозмогание трудностей. CMSIS DSP генерит слишком конские таблицы для FFT (64K+). Даже после настройки флагов, которые выпиливают все лишнее.

Дайте ссылки на альтернативные проверенные библиотеки для FFT 512, Q15/Q31 для эмбедов. Не такие жручие по памяти.
p_v вне форума  
Непрочитано 26.10.2021, 01:23  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

https://github.com/stg/SYLT-FFT - вроде под мои задачи эта библиотека оптимальна.

Черновик: https://github.com/speedcontrols/dc_sc_grinder/tree/dev. Осталось еще эмулятор eeprom переписать под новые особенности flash. Ну и отладить всю эту хрень на реальном девайсе.
p_v вне форума  
Непрочитано 04.11.2021, 18:17  
p_v
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 07.05.2019
Адрес: СПб
Сообщений: 729
Сказал спасибо: 65
Сказали Спасибо 141 раз(а) в 87 сообщении(ях)
p_v на пути к лучшему
По умолчанию Re: Управление универсальным двигателем через "PFC", какие проблемы?

https://easyeda.com/speed/low-dc-speed-control - посмотрите низковольтный вариант (под аккумуляторную бормашинку).

Ничего не забыл?

- Индикацию питания не рисовал, надо чтобы реальный девайс доехал, посмотреть как там.
- Диод перед стабилизатором - чтобы помехи от мотора не могли питание в нуль утащить. Не знаю, надо ли.
p_v вне форума  
 

Закладки
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Микроконтроллер и управление асинхронным двигателем shum_inc Микроконтроллеры, АЦП, память и т.д 144 07.09.2010 14:09
Управление нагрузкой через канал ТЧ с помощью DTMF сигнала tezka1 Автоматика и аппаратура связи 22 08.03.2010 21:06
Помогите! Управление LPD рацией 433 через радио телефон. V205 Автоматика и аппаратура связи 0 17.03.2009 14:31
Каcсетник (управление им) на Atmega16 через LPT zim2008 Электроника - это просто 43 21.09.2008 14:49
Дистанционное управление нагрузкой через ПК. igorm_ Автоматика и аппаратура связи 42 04.09.2008 12:14


Часовой пояс GMT +4, время: 22:21.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot