Реклама на сайте English version  DatasheetsDatasheets

KAZUS.RU - Электронный портал. Принципиальные схемы, Datasheets, Форум по электронике

Новости электроники Новости Литература, электронные книги Литература Документация, даташиты Документация Поиск даташитов (datasheets)Поиск PDF
  От производителей
Новости поставщиков
В мире электроники

  Сборник статей
Электронные книги
FAQ по электронике

  Datasheets
Поиск SMD
Он-лайн справочник

Принципиальные схемы Схемы Каталоги программ, сайтов Каталоги Общение, форум Общение Ваш аккаунтАккаунт
  Каталог схем
Избранные схемы
FAQ по электронике
  Программы
Каталог сайтов
Производители электроники
  Форумы по электронике
Помощь проекту

Аудиотехника Разработка и ремонт аудиотехники. Усилители, записывающие приставки и другие аудиоустройства своими руками.

 
Опции темы
Непрочитано 26.05.2007, 21:24  
falkonist
Заблокирован
 
Регистрация: 18.12.2004
Сообщений: 630
Сказал спасибо: 0
Сказали Спасибо 11 раз(а) в 9 сообщении(ях)
falkonist на пути к лучшему
По умолчанию Особенности звучания УМЗЧ с полевыми транзисторами

Всем - горячий привет!

Хотелось бы узнать мнение тех, кто сталкивался с УМЗЧ с полевыми транзисторами о субъективной оценке воспроизведения таковыми низкочастотного диапазона (низов).

А проблема состоит вот в чем. Несколько лет назад знакомый аранжировщик попросил меня сваять УМЗЧ для студийных мониторов мощностью по 50...100 Вт. Обязательным условием было наличие в нем выходных полевых транзисторов. Задание было выполнено, макет представлен на суд заказчика. Прослушивание производилось в сравнении с промышленным УМЗЧ немецкого производства (наименование сейчас забыл) мощностью 2 х 40 Вт.

Сваянный мною УМЗЧ по середине и верхам звучал "прозрачно, как слеза", но вызвал недоуменный вопрос заказчика: "А где низа?", после которого удивляться настала моя очередь: АЧХ была практически линейна от 5 Гц до 100 кГц. Но низов субъективно было действительно сравнительно мало!

Я попенял на себя, и сваял усь по другой схеме... Точно та же картина!.. Верха и середина - великолепны, а низов нет.

Третья схема - та же самая картина!!!

В итоге заказчик крякнул и прикупил "Соньку". А я остался в глубоком изумлении: у всех усилителей АЧХ соответствовало норме, а низов как не было, так и не было. Если бы это слышал только я, то еще мог бы грешить на собственные уши. Но к прослушиванию привлекались звукорежиссеры студии звукозаписи (накоторой работал аранжировщик), и в один голос подтверждали сказанное выше.

Блок питания был во всех случаях на ТС-270 с конденсаторами фильтра емкостью 33000 мкФ. АЧХ измерялась как у "тестового" усилителя, так и у сваянных мною параллельно - "ноздря в ноздрю". Одна колонка из пары подключалась к "тестовому" усилителю, другая - к испытуемому, причем в процессе просшушивания они менялись местами - все то же!..

А теперь вопрос: "То ли это у меня руки растут не из того места, то ли это общая закономерность?"

Что можете сообщить по данному вопросу?
Реклама:

Последний раз редактировалось Falconist; 08.11.2009 в 19:03.
falkonist вне форума  
Непрочитано 26.05.2007, 21:47  
ALEX__A
Почётный гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 30.10.2006
Сообщений: 1,755
Сказал спасибо: 0
Сказали Спасибо 80 раз(а) в 56 сообщении(ях)
ALEX__A на пути к лучшему
По умолчанию Re: Особенности звучания УМЗЧ с полевыми транзисторами

Сообщение от falkonist
АЧХ измерялась как у "тестового" усилителя, так и у сваянных мною параллельно - "ноздря в ноздрю". Одна колонка из пары подключалась к "тестовому" усилителю, другая - к испытуемому, причем в процессе просшушивания они менялись местами - все то же!..
Правильно ли я понял, что Вы объективно, с помошью измерительных приборов, измерили АЧХ двух усилителей - Вашего и немецкого? Если это не так, то поясните, как Вы проводили измерения АЧХ.


С уважением, Алексей.
ALEX__A вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 11:05  
krian
Прописка
 
Регистрация: 26.07.2004
Сообщений: 275
Сказал спасибо: 21
Сказали Спасибо 61 раз(а) в 28 сообщении(ях)
krian на пути к лучшему
По умолчанию

А "тестовые", т.е. ихние студийные тоже на полевиках?
Хотя это не столь важно в конечном итоге.
Из того, что вы написали, у меня возникло впечатление, что все дело может быть в выходных импедансах. Если АЧХ измерялась на активной нагрузке, то она одна. На реактивной, т.е. при подключении реальной АС может быть совсем другая. И, видимо, такой эффект наблюдается из-за разных выходных сопротивлений. Если у ваших усилителей на низких частотах выходное сопротивление увеличивается или у АС входное уменьшается настолько, что приближается к выходному сопротивлению усилителя, то будет наблюдаться субъективный завал низов. Обычно усилители на полевиках имеют более высокие выходные импедансы, чем на биполярных. Кроме того, для высококачественных усилителей, чтобы получить хорошую импульсную характеристику, обычно применяют неглубокие ООС или стараются обойтись вообще без них, а это способствует увеличению выходных импедансов.
Студийные мониторы наверное не относятся к высококачественным (в понимании фанов), а просто соответствуют высокому классу по стандартам. И это правильно, ибо ухо дает больше икажений, чем просто хороший усилитель. Поэтому не стоит для них особенно изощряться.
krian вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 12:59  
falkonist
Заблокирован
 
Регистрация: 18.12.2004
Сообщений: 630
Сказал спасибо: 0
Сказали Спасибо 11 раз(а) в 9 сообщении(ях)
falkonist на пути к лучшему
По умолчанию

Уважаемый krian,

тот "тестовый" УМЗЧ был на биполярах. Прослушивание производилось, как я уже писАл, параллельно.
Я вполе допускаю, что выходные импедансы полевых и биполярных усилителей могут быть различными, но чтобы настолько и три(!) разные схемы? Кстати, в одной из них были переставлены выхлопники на биполярные транзисторы - описываемый эффект исчез . Т.е., он связан именно с полевыми транзисторами, как таковыми, поскольку трудно себе представить, чтобы со сменой транзисторов выходной импеданс менялся настолько сильно.
Сообщение от krian
Студийные мониторы наверное не относятся к высококачественным (в понимании фанов), а просто соответствуют высокому классу по стандартам.
Это высказывание напоминает мне постулат, что "фаны" в вопросах звукотехники, похоже, праведнее самого Иисуса! Или же "фаны" пишут фонограммы сами для себя?

Данная тема - предмет отдельного обсуждения, поскольку любая цепь настолько прочна, насколько прочно ее самое слабое звено. Ни один "фан" не может быть "фанее", чем сама "фанера" (фонограмма) .
falkonist вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 15:29  
krian
Прописка
 
Регистрация: 26.07.2004
Сообщений: 275
Сказал спасибо: 21
Сказали Спасибо 61 раз(а) в 28 сообщении(ях)
krian на пути к лучшему
По умолчанию

Все таки, по-моему дело в выходных импедансах и согласованиях. Если есть возможность , советую проверить. Хотя бы косвенно. Иногда то, что, как кажется, не может быть, как раз и имеет место. Других мыслей по этому поводу пока что нет.
А вы, кстати, знаете такой прием? Поделюсь, может когда-то пригодится, раз вы этим занимаетесь. Если на большой громкости слышаться искажения, прикройте уши пальцами, нажимая на мочки. Вполне вероятно, что это уши искажают. Если это так - искажения уменьшатся или пропадут.
krian вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 15:44  
krian
Прописка
 
Регистрация: 26.07.2004
Сообщений: 275
Сказал спасибо: 21
Сказали Спасибо 61 раз(а) в 28 сообщении(ях)
krian на пути к лучшему
По умолчанию

А импедансы полевых и биполярных не просто больше или меньше. У них разная физическая природа, поэтому может возникает разная реакция на одну и ту же нагрузку.
И еще. Может ваш усилитель звучит правильнее штатного. Просто они к своему привыкли и считают, что это и есть самый образец всему, что есть на свете.
krian вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 15:44  
Slava1355
Прописка
 
Аватар для Slava1355
 
Регистрация: 13.06.2004
Адрес: Москва
Сообщений: 193
Сказал спасибо: 11
Сказали Спасибо 32 раз(а) в 18 сообщении(ях)
Slava1355 на пути к лучшему
По умолчанию

По моему мнению возможных причин потери басов две:
1 - Разное выходное сопротивление усилителей (у транзисторного меньше), что приводит к более низкой степени демпфирования акустической системы. Поэтому более правильная методика проверки УМЗЧ - это не снятие АЧХ на гармоническом сигнале, а снятие характеристик усилителя на импульсном прямоугольном сигнале. Такой сигнал содержит множество гармонических составляющих, и его использование позволяет лучше оценить работу усилителя с сигналами, близкими к реальным. Искажения могут выглядеть как "звон" на плоской вершине импульса, завал плоской вершины, завал фронтов и спада сигналов и т.д.
Правда против этой версии говорит то, что при высоком выходном сопротивлении басы не исчезают, а становятся неразборчивыми, "бубнящими".
2 - Есть и другая возможная причина. Ее суть в том, что "не все искажения однозначно вредны". Существует психофизический эффект, заключающийся в том, что если в сигнале содержатся гармоники основной частоты звукового сигнала (которую акустические системы даже могут и не воспроизводить), то у слушателя создается впечатление, что он слышит основную частоту. На этом эффекте фирма MICRONAS даже сделала запатентованную систему улучшения басов "Micronas Bass". Часть ее описания на прилагаемом рисунке.
Эта версия объясняет почему при замене выходных транзисторов с полевых на биполярные сигнал басов "улучшается". Просто при замене полевиков на биполярники возрастает уровень гармоник басов и слушатель воспринимает это как улучшение баса.

ЗЫ Сам не раз удивлялся когда простенькие небольшие колонки по басу звучали субъективно лучше, чем большие, сделанные по всем правилам, сабвуферы ...

-- Прилагается рисунок: --

Slava1355 вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 15:47  
falkonist
Заблокирован
 
Регистрация: 18.12.2004
Сообщений: 630
Сказал спасибо: 0
Сказали Спасибо 11 раз(а) в 9 сообщении(ях)
falkonist на пути к лучшему
По умолчанию

Уважаемый krian,

описанный Вами прием известен в концертной звукорежиссуре (не помню сейчас, в каком из номеров журнала "Звукорежиссер"). Он формирует из внешнего ушного хода акустический фильтр верхних частот (что-то по типу "звукового дросселя"). Поскольку призвуки в зале - как правило, гармоники основного сигнала, то этим приемом они отсекаются или уменьшаются, но из объективной аудиокартины, к сожалению, никуда не деваются. Он помогает примерно оценить звучание в середине и конце зала, когда пульт по необходимости стоит перед сценой, а ходить по залу, чтобы послушать звучание, по каким-либо причинам нельзя.

Что же касается "привычки", то, наверное, в этом есть своя сермяжная правда... Правда, "ламповики" считают, что именно их уси звучат "правильно", а "каменные" - это барахло...

Продукция ведь выпускается под заказчика и если она его не удовлетворяет, то грош ей цена. Смысл вопроса: "Что же именно не дает достичь желаемых результатов"?
falkonist вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 16:23  
krian
Прописка
 
Регистрация: 26.07.2004
Сообщений: 275
Сказал спасибо: 21
Сказали Спасибо 61 раз(а) в 28 сообщении(ях)
krian на пути к лучшему
По умолчанию

Ага! Вот мы тут со SLAVой1355, не договариваясь (между нами 800км), практически "в одну дудку продудели".
Я не писал о проверках усилителя импульсным сигналом, полагая что вы и сами это знаете.
В связи с его сообщением и моим предыдущим предположением, появилась мысль.
Может оказаться совсем простая причина. У штатного усилителя большие искажения на низких частотах. Поэтому слышится подъем басов.
Это просто еще раз подтверждает, что ваш усилитель лучше.
Соня, кажется, не числится среди образцовых касательно звукотехники. Поэтому принимать ее ширпотреб за образец не стоит.
krian вне форума  
Непрочитано 27.05.2007, 16:50  
falkonist
Заблокирован
 
Регистрация: 18.12.2004
Сообщений: 630
Сказал спасибо: 0
Сказали Спасибо 11 раз(а) в 9 сообщении(ях)
falkonist на пути к лучшему
По умолчанию

Уважаемые krian и Slava1355,

я ведь старый ехидный и циничный мерзавец !.. У меня, конечно же, есть свое объяснение сего феномена, но хотелось бы сначала собрать коллекцию мнений уважаемых коллег, чтобы не "давить" исходно заданным. Оно где-то в чем-то приближается к тому, что krian высказал в последнем посте. А чем - говорить пока не буду . Миль пардон!
falkonist вне форума  
 

Закладки
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Особенности применения МК ATmega128 serb-radio Микроконтроллеры, АЦП, память и т.д 4 05.11.2008 11:20
Особенности построения трансформаторного БП УМЗЧ Falconist Аудиотехника 36 04.09.2008 11:43
[Решено] Процессор пространственного звучания mPC1892 FOLKSDOICH Аудиотехника 7 21.10.2006 14:16
Особенности прописывания Tiny13, delay Микроконтроллеры, АЦП, память и т.д 0 02.11.2005 22:00
Помогите разобраться с транзисторами в Proteus`е EsterniTY Proteus 2 05.08.2004 00:18


Часовой пояс GMT +4, время: 13:45.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot