Реклама на сайте English version  DatasheetsDatasheets

KAZUS.RU - Электронный портал. Принципиальные схемы, Datasheets, Форум по электронике

Новости электроники Новости Литература, электронные книги Литература Документация, даташиты Документация Поиск даташитов (datasheets)Поиск PDF
  От производителей
Новости поставщиков
В мире электроники

  Сборник статей
Электронные книги
FAQ по электронике

  Datasheets
Поиск SMD
Он-лайн справочник

Принципиальные схемы Схемы Каталоги программ, сайтов Каталоги Общение, форум Общение Ваш аккаунтАккаунт
  Каталог схем
Избранные схемы
FAQ по электронике
  Программы
Каталог сайтов
Производители электроники
  Форумы по электронике
Удаленная работа
Помощь проекту

Пробник-индикатор

Проверяя проводку автомобиля и отыскивая неисправности в его электрооборудовании, водитель зачастую имеет в своем распоряжении лишь контрольную лампу. Но ведь ею нельзя проверить, скажем, исправность конденсатора, наличие высокого напряжения на свечах зажигания, целость провода сигнальной цепи. А без этого порою невозможно поставить диагноз неисправности.
   Чтобы перечисленные работы можно было осуществить в пути, нужно запастись сравнительно простым и обладающим широкими возможностями пробником, собранным по схеме, изображенной на рис.1. Пробник удобен тем, что при работе с ним не понадобится никаких соединительных проводников для подключения к проверяемым цепям - их роль выполняют... руки автолюбителя.
   На трех транзисторах разной структуры выполнен усилитель постоянного тока, нагруженный на светодиод HL1. В исходном состоянии транзисторы закрыты, светодиод погашен. Но стоит подать на щуп ХР1 и сенсор Е2 постоянное напряжение (плюс его должен быть на щупе) 5,5 В и более, как через резисторы R1-R3 и эмиттерный переход транзистора VT1 потечет ток. Светодиод зажжется. Нетрудно подсчитать, что пробник "срабатывает" при входном токе менее микроампера. Вот почему соединительный проводник, например, между сенсором Е2 и корпусом автомобиля не нужен - достаточно коснуться одной рукой сенсора, а другой взяться за любую металлическую деталь, прикрепленную к корпусу, чтобы щупом можно было проверять напряжение в разных точках проводки.

 

Рис.1


   Если нужно проверить целость какого-то проводника или участка цепи, к ним подключают щуп и сенсор Е1. Теперь через исследуемую цепь и резисторы R1, R3 потечет ток от источника питания GB1. Светодиод вновь вспыхнет.
   В пробнике могут быть использованы другие маломощные кремниевые транзисторы соответствующей структуры (VT1 - n-p-n, VT2, VT3 - p-n-p) с коэффициентом передачи тока не менее 50 и возможно меньшим обратным током коллектора. Вместо светодиода АЛ310А подойдет, например, АЛ307А, АЛ307Б или другой светодиод с постоянным прямым напряжением не более 2 В при токе 10 мА. Резисторы - МЛТ-0,125 и МЛТ-0,25 (R2), источник питании - два малогабаритных аккумулятора (Д-0,06, РЦ53, Д-0,1), соединенные последовательно.
   Детали пробника, за исключением резистора R2 и светодиода, монтируют на плате размерами 18х14 мм. Плату вставляют в корпус из любого изоляционного материала (например органического стекла) размерами 102х27х11 мм (рис. 2). Щупом ХР1 служит заостренный медный штырь, сенсорами Е1 и Е2 - укороченные винты М4 с полукруглой головкой, ввинченные в корпус. Резистор R2 припаивают (внутри корпуса) между сенсором Е2 и платой, светодиод вклеивают в отверстие на боковой стенке корпуса. Аккумуляторы размещают в отсеке, закрываемом крышкой. Поскольку отдельного выключателя в пробнике нет, при длительном бездействии прибора аккумуляторы вынимают из отсека.
   Налаживание пробника-индикатора сводится к подбору резистора R4. Его сопротивление должно быть таким, чтобы светодиод зажигался при подаче на щуп ХР1 относительно сенсора Е2 постоянного напряжения 5,5 В. После этого между щупом и сенсором Е1 включают резистор сопротивлением 510 кОм - светодиод должен вспыхнуть. Если этого нет, заменяют резистор R1 другим, с меньшим сопротивлением, и вновь проверяют работу пробника при подаче на вход постоянного напряжения.
   Теперь о работе с пробником. Контролируя напряжение, пальцем одной руки касаются сенсора Е2, другой рукой - "массы" автомобиля, а щупом - нужных точек электрооборудования. При проверке целости цепи пальцем одной руки касаются сенсора Е1, щупом - одного конца цепи, а другой рукой - другого. Для исключения ошибки в индикации из-за высокой чувствительности пробника, проверяют состояние светодиода при касании проверяемой цепи только щупом пробника.
   Для проверки конденсатора палец одной руки по-прежнему держат на сенсоре Е1, щупом касаются одного вывода конденсатора, а другой рукой - другого. Кратковременная вспышка светодиода в момент подключения укажет на исправность конденсатора.
   Чтобы проверить наличие высокого напряжения на свечах, пробник приближают к высоковольтным проводам. Мерцание светодиода укажет на разряды напряжения в камере сгорания.
   Перед каждым измерением нужно проверять работоспособность пробника, "замыкая" руками щуп и сенсор Е1. Если светодиод не зажигается, следует проверить источник питания или качество контакта выводов аккумуляторов с цепями устройства. Не забывайте периодически подзаряжать аккумуляторы.

 

Рис. 2

Источник: Радио №2, 1987 г., стр.54
Автор: В. ПОНОМАРЕВ, г. Челябинск


C этой схемой также часто просматривают:

Индикатор набираемого номера.
Звуковой пробник-омметр (4 варианта)
Пробник монтера
Логический пробник
Пробник - индикатор
Тестер водителя
Детектор поля со звуковой сигнализацией и регулировкой чувствительности
Простой детектор радиоволн
УКВ конвертер диапазона 128-148 МГц в диапазон 88-108 МГц

Главные категории

Arduino


Аудио


В Вашу мастерскую


Видео


Для автомобиля


Для дома и быта


Для начинающих


Зарядные устройства


Измерительные приборы


Источники питания


Компьютер


Медицина и здоровье


Микроконтроллеры


Музыкантам


Опасные, но интересные конструкции


Охранные устройства


Программаторы


Радио и связь


Радиоуправление моделями


Световые эффекты


Связь по проводам и не только...


Телевидение


Телефония


Узлы цифровой электроники


Фототехника


Шпионская техника



Реклама на KAZUS.RU


Последние поступления

Регулятор скорости вентилятора автомобильной печки на PIC контроллере

Генератор для проверки автомобильных тахометров

Автоматический блок управления стеклоочистителем

Плавное гашение салонного света

Сигнализатор превышения заданной скорости

Бегущая строка с вводом текста с помощью компьютерной клавиатуры

Автомобильный стробоскоп-фонарик на PIC

Отображение данных в зеркале заднего вида

Блок управления запуском двигателя

Цифровой спидометр автомобиля на основе GLCD



© 2003—2024 «KAZUS.RU - Электронный портал»