Реклама на сайте English version  DatasheetsDatasheets

KAZUS.RU - Электронный портал. Принципиальные схемы, Datasheets, Форум по электронике

Новости электроники Новости Литература, электронные книги Литература Документация, даташиты Документация Поиск даташитов (datasheets)Поиск PDF
  От производителей
Новости поставщиков
В мире электроники

  Сборник статей
Электронные книги
FAQ по электронике

  Datasheets
Поиск SMD
Он-лайн справочник

Принципиальные схемы Схемы Каталоги программ, сайтов Каталоги Общение, форум Общение Ваш аккаунтАккаунт
  Каталог схем
Избранные схемы
FAQ по электронике
  Программы
Каталог сайтов
Производители электроники
  Форумы по электронике
Удаленная работа
Помощь проекту

Велофара на светодиодах.

В последние пару лет радиоэлектронной промышленностью освоен выпуск так называемых "светодиодов высокой яркости" бело-голубого цвета, пригодных для использования в качестве источников света. Преимущества по сравнению с лампами накаливания очевидны - малый ток потребления (20 мА), малое напряжение питания (1,6-2 В), высокий КПД (не выделяют тепла), высокая надежность (отсутствует вакуумный баллон, нежная спиралька накаливания). Минусы - чрезмерная цена промышленных устройств на этих светодиодах. Налобный фонарик с тремя светодиодами стоит в "Альпиндустрии" около 1000 рублей. Между тем, на радиорынке в Митино давно торгуют в розницу по 50-60 руб. за светодиод (на май 2002г.). Прямая выгода для любителей "самопала"!
Фонарик на лоб я себе все-таки купил за 750 р., и за два года эксплуатации не скажу о нем ни одного худого слова. Трех батареек АА действительно хватает часов на 40-50. Несколько раз катался ночью на велосипеде с фонарем на лбу. Удобно - куда смотришь, туда и светишь. Но - высоковат источник от дороги, и недостаточна яркость у трех светодиодов для комфортного освещения дороги. Да и народ улыбается - типа шахтер на велосипеде едет:)
Решил сделать светодиодную фару. Недостаток яркости компенсирую количеством - закупил 6 светодиодов (а можно было и 8 - 10, все равно шесть ВТРОЕ экономичнее, чем одна лампочка). Долго думал, из чего бы мне покрасивее корпус сделать. В идеале - готовую велофару взять, но негде. Взял… мертвую мышь. Отличный корпус, эргономический дизайн! Распилил лобзиком, задняя часть - то что надо. Пластмасса для мышей отлично пилится, склеивается дихлорэтаном. Светодиоды размещаются на простейшей печатной плате, схему соединения подсмотрел, разобрав фирменный фонарик. Для 4,5-вольтового питания (три пальчиковых батарейки) все светодиоды соединяются параллельно, но с последовательными гасящими резисторами по 8 - 10 Ом 0,125 Вт (см. схему). Хотя если источник питания больше 6 вольт - можно пробовать последовательное соединение - возрастет экономичность (так что если есть малогабаритныйе источники на 6-9-12 вольт, способные длительно отдавать ток 50-100 мА - можно пристроить их к полезному делу). Выключатель - любой малогабаритный. Отражатель в этой оптической системе не нужен, какие-либо фокусирующие элементы - тоже. Наоборот, диаграмма излучения этих светодиодов настолько узкая, что на плате их оказалось необходимо распаивать и разгибать немного "веером" - иначе пятно света на дороге получается очень яркое, но узкое. Внешнее стекло с оптической точки зрения излишне, но для защиты от грязи, дождя и механических повреждений я решил его все-таки установить. Но если нет возможности обработать "настоящее" стекло - тогда лучше не ставить вообще никакого: на оргстекле будут очень большие потери.

Итак, вот фото:

Цвет корпуса можно было оставить родной, светло-серый, но для общей гармонии с остальной навеской велосипеда не грех и черной "нитрой" пройтись из баллончика (аккуратно! Нитрокраска очень активно растворяет серую "компьютерную" пластмассу). Батарейки размещаются в сумке для инструментов (она у меня большая). Сначала заложил батарейки в контейнер (корпус от старого фонарика). Покатался - плохие контакты, гаснет периодически, трясти надо. Спаял три батарейки последовательно проводками, обмотал скотчем - так проще и надежнее.
Вот, пожалуй, и все. Конструкция очень простая, и по-моему, понятная. На рисунках:

Рис 1.Схема распиливания мыши:

Пилим лобзиком, главное - максимальная точность. Мелкая наждачка положенная на стекло позволит вывести идеальные плоскости - залог качественной склейки и хорошего внешнего вида изделия. Из остатков нижней и верхней частей корпуса выпиливаются полоски квадратного сечения. Из них формируются пазы для закрепления стекла и платы светодиодов. Все "лишние" внутренние элементы корпуса начисто срезаются скальпелем (а лучше - бормашиной). В принципе, дизайн мышей очень разнообразен, и в каждом конкретном случае оптимальное рассечение придется придумывать индивидуально.

Рис 2.Схема склейки частей.

Верх и низ между собой не склеивать, они собираются на одном винте.

Рис 3.Фара в разрезе.

Для фиксациии стекла и печатной платы на верхнюю и нижнюю половинки корпуса по месту приклеиваются брусочки (примерно 2х2х20мм). Между ними образуются пазы, надежно удерживающие плату и стекло. Этот рисунок - тоже миниатюра, его можно посмотреть крупно.

Рис 4.Принципиальная схема (вариант на 4,5 вольт):

Если что-то кому-то осталось неясным - пишите. Отвечу письмом, иили дополню данную статью.

Трехмесячной эксплуатацией самоделки я доволен. Яркость, конечно, уступает галогеновой лампе (хотя холодный бело-голубой цвет - похож:). Но препятствия на дороге в темноте видно хорошо - а что еще от фары нужно? Измерил потребление тока - 110 мА на 6 светодиодов (лампочка от карманного фонарика жрет минимум 300 мА, а галогенки - в 2-3 раза больше). Затраты - 300 руб. плюс батарейки. Зато трех батареек хватит на ГОД вечерних покатушек. А может быть, не поленюсь, и переделаю печатную плату на 8 или даже 10 светодиодов - еще приятнее кататься будет.

Особенно актуален переход на светодиоды для серьезных велопутешественников. У фонарей с лампами накаливания срок автономной работы в лучшем случае 3-4 часа. Но если катаясь по вечерам в городских парках можно смириться с необходимостью почти каждый день ставить фонарь на подзарядку, то что делать в многодневном походе? Брать с собой несколько комплектов батарей - тяжело, в походе и так каждый грамм на счету. А фара на диодах будет без проблем светить все ночи напролет в течение недели - и это на обычных батареях средней ценыкачества. Я, например, использовал "Варту", и за 3 месяца наездил с включенной фарой не очень много - часов 25-30. Признаков "подсаживания" пока не наблюдается.

P.S. А недавно встретил в магазине промышленный аналог :-)) Явно китайская вещь на ОДНОМ светодиоде! Вот так можно убить любую изначально правильную идею. Теперь купившие это чудо скажут - да, юзал я эти светодиодные фонарики, полная туфта, совсем не светит. И будут правы. Что можно тут посоветовать? Корпус-то хороший - можно попробовать вместо одного поставить хотя бы 3-4 диода - такой вариант позволит кататься.

30 июля 2002 г. Москва.

P.P.S. За месяц нахождения статьи на сайте получено немало писем. Всем спасибо. Во многих вопрос о типе данных светодиодов, о технических характеристиках типа яркости в канделлах и т. д. Так вот, к сожалению, Я ЭТОГО НЕ ЗНАЮ. Сам я покупал их в Митино, в палатке с демонстрационным стендом - где несколько десятков различных светодиодов зажжены одновременно. Просто посмотрел - и купил. Продавцы типы и обозначения своего товара тоже не знали. Если кто-то узнает - напишите мне, будте так добры, я дополню статью чтобы ни у кого не возникало вопросов.

P.P.S. ПОЛУЧЕНА ПЕРВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО СВЕТОДИОДАМ. Похоже, есть несколько производителей, но один из них - компания Nichia (www.nichia.co.jp), светодиоды ее производства обозначаются NSPW500BS, и бывают трех групп по яркости, типовое значение 9.2 - 6.4 - 4.6 канделы при угле 20 градусов. Нужны, ессно, те, что поярче :-) Поставками на наш рынок занимаются компании Poverlight (http://www.powerlight.ru), Ligitek, Kingbright .

--------------------------------------

Дополнение от января 2003 года: Как и следовало ожидать, в продаже появляется все больше и больше приличных промышленных светодиодных фонарей, в т.ч. - и для велосипеда. Таким образом, их самостоятельное изготовлене скоро утратит актуальность:-) Вот, например, ссылка, любезно присланная на днях Алексеем Соколовым ( an_sokolov@bk.ru ) :

http://www.cateye.com/detail_mod02.php?products_id=91

Как видите, дизайн уже вполне приличный. Цена - пока еще нет :-)))))

Или вот еще - так называемый upgrade-модуль для налобника "DUO BELT", аж на 8 диодов:

--------------------------------------

Алексей Сигаев.

30.07.2002г.


C этой схемой также часто просматривают:

Малогабаритный детектор поля с индикацией на двух светодиодах
Детектор поля с логарифмической шкалой на 12 светодиодах и звуковой индикацией
Имитатор песочных часов на светодиодах
ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ НА СВЕТОДИОДАХ
Велофара - что дальше?
Аквариумный мод !!!!!
“Дышащий элемент”
ЭЛЕКТОРДВИГАТЕЛИ НОВОГО ТИПА.
Передача электроэнергии по одному проводу.

Главные категории

Arduino


Аудио


В Вашу мастерскую


Видео


Для автомобиля


Для дома и быта


Для начинающих


Зарядные устройства


Измерительные приборы


Источники питания


Компьютер


Медицина и здоровье


Микроконтроллеры


Музыкантам


Опасные, но интересные конструкции


Охранные устройства


Программаторы


Радио и связь


Радиоуправление моделями


Световые эффекты


Связь по проводам и не только...


Телевидение


Телефония


Узлы цифровой электроники


Фототехника


Шпионская техника



Реклама на KAZUS.RU


Последние поступления

Регулятор скорости вентилятора автомобильной печки на PIC контроллере

Генератор для проверки автомобильных тахометров

Автоматический блок управления стеклоочистителем

Плавное гашение салонного света

Сигнализатор превышения заданной скорости

Бегущая строка с вводом текста с помощью компьютерной клавиатуры

Автомобильный стробоскоп-фонарик на PIC

Отображение данных в зеркале заднего вида

Блок управления запуском двигателя

Цифровой спидометр автомобиля на основе GLCD



© 2003—2024 «KAZUS.RU - Электронный портал»