пока есть только общая идея.
хочу сделать такую сигналку, чтобы было минимум наладки, простая в повторении, недорогая в производстве и не зависила бы от прекращения поставок каких-либо фирменных готовых радиомодулей.
0) только радио. возможно, как дополнение, громкая пищалка на байке. но только как придаток к основной функции.
gsm - это кончено проще, но раздобыть сименсы с каждым годом всё сложнее ). да и минусы есть - опсос в момент срабатывания сигналки может быть перегружен, смс может идти часами. остаётся только прямой звонок на мобильник хозяина. но это я буду делать в том случае, если не удастся найти решения для варианта радио-сигналки.
1) размещаться девайс будет в вертикальной трубе или подседельном штыре. лучше, наверное, всё-таки в раме, т.к. она ценнее, а подседел могут отцепить и побежать. но обычно берут всё вместе. ещё плюс - достать трудно, особенно, если придумать хитрую процедуру установки (+ включения/выключения) на магнитах (сейчас байки в основном с алюминиевыми рамами).
2) датчик(и) - механический датчик (сухой контакт) на пружинке или на гибкой пластинке.
ещё есть датчик, пока не понятного мне приципа действия -
картинка (запаян на плате - вроде пьезокерамика с жестяной "пивной" крышкой, внутри металлический шарик). это внутренности
орущей велосигналки с кодом.
3) принцип действия. на веле, пристёгнутым обычным тросом (не связанным с сигналкой) к чему либо или к самому себе, стоит передатчик + датчик. У байкера, находящегося на работе или прогуливающегося по гипермаркету находится приёмник с декодером. на приёмнике - моргалка, звенелка, вибра.
3.1) вел стоит, никого не трогает. и его тоже не трогают. на брелок хозяина с интервалом несколько секунд приходят "пинги" - сигналы, говорящие приёмку "я ещё живой и нахожусь в радиусе действия". если вдруг сядут батарейки или придут воры с глушилкой - приёмник байкера ненарящиво запищит и завибрирует, типа "хозяин, ау!! либо ты слишком далеко ушёл, либо одно из двух". в таком случае байкер сломя голову бежит к велу и, замечая, что действительно, при возврате в зону действия сигналки, брелок не перестал пищать - ещё сильнее ускорятся и таки успевает дать ворам по башке.
3.2) в момент срабатывания датчика (реагирует даже на лёгкий толчок) брелок пищит секунды две, и затыкается, если воздействие прекратилось. если же датчик снова сработал - брелок снова завывает. тогда байкер бежит к велу и успевает заметить номер машины (грузовика) на который кладут его байк. при большем ускорении, байкер догоняет воров и даёт им по башке.
заметьте, я даже не рассматриваю вариант, когда на байк тупо садятся и едут на нём, т.к. здесь всё проще - приёмник будет выть постоянно от тряски датчика.
есть идея установить на передатчик какой-нибудь орущий зуммер, привлекающий внимание народа. но не знаю, что сделают в таком случае злоумышленники - бросят вел или ещё больше активизируются и поспешат с угоном/увозом.
обсуждаемо.
4) питание. две/четыре АА или ААА батарейки/аккумулятора или один/две литиевых аккума 18650 3.7 В - как самые распространённые элементы для питания байкерских прибамбасов.
5) радиус действия. по горизонтали и вертикали сигналка должна хорошо "пробивать". передатчик в здании на первом этаже должен "доставать" до 3-5 этажа как минимум, через бетонные перекрытия. подозреваю, что эквивалент на открытой местности это ~2 км, если не больше.
4) для серийного производства нужно исключить взаимное влияние сигналок у разных байкеров, решивших сходить в один и тот же гипермаркет. здесь много вариантов.
поэтому пока склоняюсь к тому, чтобы использовать уже готовые радиомодули с выбором каналов. таким образом, если при включиении приёмника он видит, что канал занят - автоматом выбирает другой канал. тут приёмник и передатчик должны как-то "договорится" о совместном использовании одного канала. это будет делаться либо N-кратным нажатием кнопки и на брелке и на веле, либо кратковременной передачей "номера канала" (пилот-сигнал) в момент включения на 1-м канале, после чего оба девайса должны перейти на указанный канал.
другой вариант - случайно сгенерированным числом (0-255) будет кодироваться передаваемый байт. вероятность совпадения есть, конечно. нужно поэкспериментировать. договариваться давайсы будут тоже, наверное, пилот-сигналом. нужно подумать.
либо использовать ручную перестройку тона передаваемого сигнала и на передатчике и на веле (перед установкой сигнализации на вел).
но можно и автоматическую перестройку сделать, но тогда на велосипеде помимо передатчика должен присутствовать и малочувствительный приёмник, чтобы он смог обнаружить, что сигнализация на соседнем байке уже заняла эту частоту.
5) пайка рассыпухой - но тогда придётся заморачиваться с тонкой настройкой каждого экземпляра - растягивать катушки и пр.. но может быть так даже будет лучше - нет зависимости от заказных радиомодулей, имеющих, к тому же избыточные функции. и их могут взять и снять с производства. поэтому если ставить радиомодуть, нужно, чтобы он был распространённым, не имел избыточных функций, имел проприетарный интерфейс (вывод модуляции или ттл).
6) антенна. сложный вопрос. как и где её располагать. нужно, чтобы сигнал распрастранялся и в горизонтальной и в вертикальной плоскости, пробивал несколько бетонных перекрытий (можно опосредованно - через окна)
насколько я ничего не понимаю, раму как антенну вроде использовать не получится -только как противовес?
7) по цене. хотелось бы уложиться по комплектующим в 500-600 ру. остальное размазывается на партию.
вот такие мысли.
кто что может подсказать?
FM или AM и почему? использовать ли готовые радиомодули или делать рассыпухой? каким решением обеспечить стабильность работы передатчика и в холод и в жару? как быть с взаимовлиянием нескольких включённых сигналок? где расположить антенну на веле (внутри рамы и близко к ней нельзя)?