Высылаю обещанное.
Это базовая схема обного канала сценического мобильного полупрофессионального диммера, без блока питания, блока выделения "нуля" фазы и генератора пилы.
Ее сущность заключается в том, что один генератор пилы, синхронизируемый в моменты перехода сетевого напряжения через нуль, обслуживает все каналы, которых может быть сколько режиссерской душе угодно.
Основная "изюминка" этой схемы - отсутствие силовых кабелей от светорежиссерского пульта до осветительных приборов!!! По сцене (перед сценой и т.п.) прокладывается один силовой кабель, от которого непосредственно запитываются все осветители через инрдивидуальные или групповые силовые блочки (содержащие энту самую приведенную на рисунке схему), управляемые
тонкими сигнальными кабелями от пульта, который в наипримитивнейшем виде (показанном на рисунке), содержит только переменные резисторы R1, плавно регулирующие освещенность (чем больше введенное сопротивление - тем ТЕМНЕЕ), параллельно которым подключена замыкающая кнопка S1, обеспечивающая ПОЛНЫЙ накал ламп.
А1 - это компаратор, который сравнивает входное напряжение и амплитудное значение пилы. Поскольку целесообразно применять групповые блочки, то лучше использовать счетверенные компараторы типа LM339. Если все же использовать одиночные компараторы, то лучше применять LM311 (наш аналог - 551(554)СА3). В этом случае транзистор VT1 и резистор R5 не нужны, а верхний конец резистора R6 подключается к "эмиттерной" ноге № 1 (при 8-пиновом корпусе, т.к. есть еще и 14-пиновый с другой цоколевкой). Естественно, нужно будет поменять местами и входы компаратора.
Зачем такое "сложное" подключение транзистора VT1 - с эмиттерным резистором? Дело в том, что в этом случае он работает как стабилизатор тока через оптрон DA, т.е. при любых колебаниях напряжения ток через оптрон стабильный! Кому не нравится - может построить в классическом варианте, особенно если применяется LM311 (имеющая выходной ток до 50 мА), т.к. у других типов компараторов он не более 5 мА, а оптрон DA требует от 5 мА (для оканчивающихся на 1) до 15 мА (с 3-й в конце). Поэтому для других типов компараторов умощняющий транзистор необходим.
Светодиод VD3 - опционный, для контроля работы узла (а то во время концерта сразу бывает и не определишь, - это "накрылась" лампа или же сам диммер).
Оптрон МОС3021-3022-3023 хоть и "старичок", но легко доставабельный и дешевле, чем новые разработки, из которых могу порекомендовать МОС3051-3052-3053. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
НЕ МОС3041-3, МОС3061-3 или МОС3081-3!!!!! Эти микросхемы имеют встроенный узел перехода через нуль и включаются/выключаются дискретно (для минимизации вносимых помех), а для диммера нужна именно плавная регулировка. (МОС 3010-3013 предназначены для 110 В.)
Приведенная схема включения симисторов позволяет сажать отечественные приборы (с корпусом "под гайку") на общий радиатор, что технологически тоже немаловажно. Подключение "фазы" несущественно. На рисунке приведен "наихудший" вариант.
Поскольку в импульсе оптроны серии МОС могут пропустить ток до 1 А, то следовательно, к ним можно подключать практически любые симисторы, поскольку этот ток проходит только в момент включения последних.
Извращения с "повышением КПД" за счет импульсного питания оптрона (только в момент включения) считаю просто несерьезными: чего стоит экономия нескольких милливатт при общем потреблении 15 кВ ???
Удачи! Будут вопросы - отвечу.
-- Прилагается рисунок: --