и все же польза или бесполезность стабилитрона, включаемого последовательно с диодом не определена
Все, типа, "выводы" сделаны исключительно на основе умозаключений , а те в свою очередь - на других умозаключениях. Что-то типа таких- я знаю , что якорь движется так и эдак ( хотя реальных кривых лично сам как бы не видел , но надежный товарищ сказал и я твердо этому верю---) , поэтому шунтируя катушку диодом , он будет двигаться так и так--
Прения эти бессмысленны и только имея результаты практических испытаний, можно делать выводы.
Потому что в качестве слагаемых выступают целая серия сложно описуемых параметров-
*нелинейная индуктивность катушки во время движения якоря
*неодинаковая сила пружины во время движения якоря
*нелинейные магнитные свойства материала якоря
Если бы были где-то опубликованы результаты - для случая с диодом и с диодом + стабилитроном - сколько коммутаций выдержало реле до потери работоспособности при одинаковых прочих условиях-
*напряжение и ток на контактах ,
*тип нагрузки ,
*напряжение питания катушки -
вот тогда стало бы все ясно и понятно. В домашних условиях такие эксперименты вряд ли проведешь
![Голова кругом](images/smilies/icon_rolleyes.gif)
Но возможно, они где-то опубликованы