Вечная проблема - как и чем защитить плату от влаги, грязи, и других воздействий? Чем только не покрывали платы в радиолюбительские годы! И лаком для ногтей, и разбавленным клеем БФ-2, и цапон-лаком, и мебельным лаком. Более продвинутые, у кого родители могли с работы вынести, покрывали бакелитовым лаком.
На эту тему в журналах "Юный техник" и "Радио" регулярно печаталась куча советов - и полезных, и вредных. Много лет и я покрывал платы разбавленным бакелитовым лаком. Да, у него были недостатки - боится ацетона, и имеет коричневый цвет. Надписи на радиокомпонентах трудно прочитать. Да и некрасиво, когда плата неоднородного оттенка, в зависимости от толщины покрытия. Но ничего другого не оставалось.
Хотелось, чтобы покрытие было бесцветным. Несколько раз пробовал применить двухкомпонентный бесцветный паркетный лак. Но в его состав входил кислотный отвердитель, и не для всяких плат это было допустимо.
В общем, со временем выработался список требований к защитному покрытию платы:
1. Лак должен быть абсолютно бесцветным.
2. Не должен содержать агрессивных компонентов, вызывающих коррозию проводников, разрушение эмалевой изоляции проводов, и проч.
3. Должен быть не высыхающим, а полимеризующимся. То есть, если покрыли его толстым слоем, то он таким и должен остаться после отвердения, а не как нитролаки, которыми приходится покрывать в несколько слоев.
4. После отвердения не должен растворяться в спирте и ацетоне.
5. Скорость отвердения должна быть достаточно высокой - полчаса, максимум час.
6. Покрытие должно иметь высокую механическую прочность, износоустойчивость.
7. Покрытие должно быть не хрупким, достаточно эластичным, чтобы не трескаться и не отслаиваться от поверхности платы при механических и температурных деформациях.
8. Цена должна быть вполне демократичной.
А в 2000-м году обсуждал эту тему с одним из продавцов, и тот посоветовал корабельный лак. Уверял, что он и бесцветный, и сохнет быстро, и все такое прочее. Я купил у него трехлитровую банку. Попробовал дома, и понял, что мне крупно повезло. Это был он - идеальный лак!
Супер! Если покрывать тонким слоем, то уже через 5...10 минут можно смело брать его руками. Приятная на ощупь, гладкая поверхность. А если покрывать сторону пайки, на которой множество колючих ножек, то можно налить лак более толстым слоем, порядка 2...2,5мм. Это возможно, если плату расположить горизонтально, без наклонов. Лак наливается, и разгоняется равномерно по поверхности кисточкой. В этом случае он затвердевает примерно через час. Толщина покрытия остается практически такой же, усадка небольшая, процентов 10. И все колючие ножки остаются под слоем лака. Теперь можно эту плату протирать тряпочкой, и она не будет цепляться.
В общем, хватило мне той банки примерно на три года. Пошел к тому продавцу, покупать вторую. А к тому времени уже появились какие-то проблемы с этим лаком. В наличии не было, оставил ему заказ. Через пару недель привез он такую же банку. А когда кончилась и вторая, к тому времени тот рынок перестал существовать. Где искать того продавца - я не знал. На других рынках пытался найти, но так и не встретил.
А к тому времени на работе надо было изготовить очень много плат, и потребность в таком лаке была острая. Я заказал в отделе снабжения - "Корабельный лак", столько-то литров.
Привезли не корабельный, а яхтный. Сказали, что это одно и то же. Яхты ведь тоже корабли... Но быстро выяснилось, что это совсем не такой лак. Во-первых, он с довольно темным коричневым оттенком. Во-вторых - он очень долго высыхал. А если быть совсем точным, то нам так и не удалось дождаться, когда он полностью высохнет. Покрыли сгоряча несколько плат. Но они пролежали неделю, и продолжали липнуть к пальцам. А на покрытии оставались вмятины, с четким отпечатком пальцев. Пробовали греть, с обдувом. Но все равно лак оставался мягким.
С тех пор у меня появилась мания - поиск того самого лака. Или лака, или того, кто сможет привезти его под заказ. На рынках диалоги с продавцами проходили примерно по такому алгоритму:
- Что Вы хотели, спрашивайте!
- Мне нужен корабельный лак. Есть?
- Есть! (уверенно так, в 100% случаев), - и дает мне банку яхтного.
- Так это же яхтный, а мне нужен корабельный!
- Так это же и есть корабельный!..
Со временем мне надоели эти диалоги, я нашел фотку этикетки с банки того лака (еще для своих снабженцев тогда делал), распечатал в нескольких экземплярах на цветном принтере. И стал раздавать их продавцам, вдруг им попадется. Но вот уже несколько лет прошло - никто не позвонил...
А теперь - вопрос-просьба! Фотка этого лака во вложении. Если кому-нибудь попадется, во-первых - рекомендую, берите не задумываясь, и покрывайте платы. А во-вторых - сообщите мне, где нашли. Лак производится в России. Поэтому возможно, что в восточных районах Украины он может быть на рынке или в магазине, или его сможет кто-нибудь привезти из России.
Если продавец занимается пересылкой по Украине, то я закажу у него. Если не занимается - пожалуйста, перешлите мне сами, любым способом.