Устройство защиты электроочистителя фар от перегорания |
Кому из автолюбителей, у которых есть электроочистители фар, неизвестно неприятное явление, когда щетки примерзли, а двигатель включился (то ли случайно, то ли при включении омывателя лобового стекла при включенном ближнем свете фар). Блокирующие контакты замкнулись за счет люфтов и прогиба рычага стеклоочистителя, а двигатель остановился при включенном питании. Судьба очистителя фар предрешена: из-за большого внутреннего сопротивления штатный предохранитель не перегорает вплоть до полного сгорания обмотки якоря. Стоит такой двигатель дорого, поэтому от удобства обычно отказываются навсегда.
Перемотав дважды такие двигатели на своей "Ниве", я установил на них устройство (см. рисунок). Прошло более 10 лет, а двигатели работают.
При подаче питания на двигатель на микросхему D1 подается питание через параметрический стабилизатор R5VD2. Счетчик устанавливается в исходное состояние током заряда конденсатора С2. При этом на выводе 5 микросхемы - низкий логический уровень, транзистор VT1 закрыт, a VT2 открыт. Двигатель начинает вращаться. Счетчик считает импульсы тактового генератора с времязадающими элементами С1, R1, R2.
Если помех вращению двигателя нет, то в момент переброса контактов переключателя S1 за счет перезаряда конденсатора С2 счетчик снова устанавливается в исходное состояние, и двигатель продолжает вращаться. Если же блокировочные контакты в течение 10-15 с не переключаются, то счетчик заполняется, и на его выходе появляется высокий логический уровень, что приводит к открыванию VT1. Транзистор VT2 закрывается. Двигатель обесточивается. В таком состоянии счетчик может находиться длительное время из-за диода VD1, который срывает колебания при заполнении.
Цикл работы устройства повторяется при кратковременном снятии напряжения (отключение фар ближнего света).
Транзистор VT2 работает без радиатора. VT1 - любой кремниевый маломощный с длинными выводами для навесного монтажа. Все устройство смонтировано без платы внутри корпуса двигателя на монтажных лепестках двигателя и концевого выключателя.
Такое же устройство полезно собрать и для двигателей очистителя лобового и заднего стекол, хотя они выходят из строя по причине примерзания щеток реле из-за того, что щетки находятся перед глазами, и водитель успевает их освободить до перегорания двигателя. Автор: В.М.Палей, г.Чернигов
C этой схемой также часто просматривают: |
Зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных батарей Зарядное устройство аккумуляторов от 1,2 до 15 В и от 0,1 до 10 А*ч Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов Автоматическое зарядное устройство Переговорное устройство (дуплексная связь) Парковочный локатор на микросхеме LM380N Контролер ламп автомобиля Защита автомобильных ламп накаливания Датчик влажности для стеклооочистителей
| |
Регулятор скорости вентилятора автомобильной печки на PIC контроллере Генератор для проверки автомобильных тахометров Автоматический блок управления стеклоочистителем Плавное гашение салонного света Сигнализатор превышения заданной скорости Бегущая строка с вводом текста с помощью компьютерной клавиатуры Автомобильный стробоскоп-фонарик на PIC Отображение данных в зеркале заднего вида Блок управления запуском двигателя Цифровой спидометр автомобиля на основе GLCD |