Реклама на сайте English version  DatasheetsDatasheets

KAZUS.RU - Электронный портал. Принципиальные схемы, Datasheets, Форум по электронике

Новости электроники Новости Литература, электронные книги Литература Документация, даташиты Документация Поиск даташитов (datasheets)Поиск PDF
  От производителей
Новости поставщиков
В мире электроники

  Сборник статей
Электронные книги
FAQ по электронике

  Datasheets
Поиск SMD
Он-лайн справочник

Принципиальные схемы Схемы Каталоги программ, сайтов Каталоги Общение, форум Общение Ваш аккаунтАккаунт
  Каталог схем
Избранные схемы
FAQ по электронике
  Программы
Каталог сайтов
Производители электроники
  Форумы по электронике
Удаленная работа
Помощь проекту

Преобразователь напряжения для автомобиля.

   Для автотуриста, особенно на длительном привале, единственным источником электроэнергии служит аккумуляторная батарея автомобиля. Поэтому, естественно, и все походные осветительные и нагревательные приборы питаются от нее. А если в дорогу взяты приборы, рассчитанные на напряжения 36, 127, 220 В? Ничего страшного. Выручит преобразователь напряжения, схема которого показана на рис. 1.

Описываемое устройство позволяет питать люминесцентную лампу, электропаяльник на напряжение 36 В, электробритву и другие приборы. Максимальная мощность нагрузки преобразователя — 40 Вт, при этом ток, потребляемый от аккумуляторной батареи, составляет примерно 4 А. Вилкой ХР1 преобразователь подключают к прикуривателю или розетке, соединенной с аккумуляторной батареей автомобиля. С целью уменьшения габаритов конструкции преобразователя частота задающего генератора, собранного на элементах DD1.1 и DD1.2, выбрана около 25 кГц. Элементы DD1.3 и DD1.4 образуют буферный каскад, нагрузкой которого служит обмотка I согласующего трансформатора Т1. Импульсы напряжения на обмотках II и III трансформатора управляют мощными ключевыми транзисторами VТ1, VТ2. При этом ток в первичной обмотке трансформатора Т2 преобразователя достигает в импульсе 8 А, что обеспечивает требуемую мощность на его вторичных обмотках. Напряжение питания на элементы задающего генератора и буферного каскада поступает через развязывающий фильтр L1С4С6. Чтобы генератор вырабатывал сигнал симметричной формы — меандр, необходимый для управления транзисторными ключами, в него введена цепочка R1VD1, выравнивающая длительность зарядки и разрядки конденсатора С1. Обмотка III трансформатора Т2 рассчитана на подключение к ней (через разъемы Х81, Х52) приборов на напряжение 36...40 В. Отводом обмотки можно изменять мощность, потребляемую нагрузкой, например, подбирать температуру нагрева жала электропаяльника. Обмотка II этого трансформатора предназначена для питания приборов, рассчитанных на переменные напряжения 127 и 220 В. Часть напряжения, снимаемого с верхней по схеме секции обмотки, выпрямляется диодами VD4—VD7, включенными по схеме моста, а пульсации выпрямленного напряжения сглаживает конденсатор С11. В результате на разъеме Х55 (при замкнутых контактах кнопки SВ1) действует постоянное напряжение 115 В — для питания электробритвы с коллекторным электродвигателем. Впрочем, это напряжение может иметь другое значение— в зависимости от конкретной модели электробритвы. Известно, что для включения люминесцентных ламп без подогрева нитей накаливания необходимо напряжение более 500...600 В [1]. Чтобы получить его, напряжение 200 В обмотки II трансформатора Т2 подается на выпрямитель-умножитель, выполненный на диодах VD2, VDЗ и конденсаторе С9 В результате на конденсаторе С10 действует повышенное напряжение постоянного тока. Для люминесцентной лампы мощностью 40 Вт параллельно конденсатору С9 подключают (тумблером SА1) конденсатор С8. Однако напряжения на фильтрующем конденсаторе С10 оказывается недостаточным для зажигания люминесцентной лампы. Поэтому в этот узел устройства введен дополнительный пусковой трансформатор ТЗ, но включают лампу вручную кнопкой SВ1. Вот как это происходит. При замкнутых контактах кнопки SВ1 конденсатор С11 заряжен до напряжения 115 В. При нажатии на кнопку он быстро разряжается через первичную обмотку трансформатора ТЗ. При этом на вторичной обмотке трансформатора возникает импульс напряжения, достаточный для за жигания люминесцентной лампы В дальнейшем свечение лампы поддерживается напряжением на конденсаторе С10 выпрямителя VD2, VDЗ. Такое построение этого узла преобразователя позволяет не только обойтись без подогрева накальной нити люминесцентной лампы, но и использовать лампу с перегоревшей нитью накаливания (если, конечно, она пригодна для работы в таком режиме). Напряжение подают на оба вывода нити накаливания Люминесцентную лампу подкчючают к разъему Х56 «лдс».

Внешний вид преобразователя со стороны лицевой панели показан на рис 2. Большую часть деталей размещают на плате из изоляционного материала размерами примерно 175x80 мм (рис 3). Соединения между деталями делают снизу платы. Другие детали монтируют на дополнительной плате, которую размещают на боковой стенке корпуса. Цепи преобразователя, по которым течет большой ток, следует выполнять проводом диаметром не менее 2 мм возможно минимальной длины. Это требование относится и к проводам, соединяющим преобразователь с аккумуляторной батареей. Микросхема DD1 преобразователя может быть К561ЛЕ5, диод VD1 — любой высокочастотный малогабаритный, транзисторы VТ1 и VТ2 — КТ827 с буквенщыйи индексами Б, В Выпрямительные диоды VD2—VD7 должны быть высокочастотными, например (кроме КД212А), КД205А — КД205Д, КД213А, КД213Б. Конденсаторы. С1 — КД, КТ, КМ; С6 и С7 — КМ, МБМ; С2 и СЗ — К50-24 (или К50-6), остальные — БМ, МБМ. Индуктивность дросселя L1 может быть 10 . 200 мкГн. Трансформаторы Т1 и ТЗ выполнены на кольцах типоразмера К20x12x6 из феррита 2000НМ. Обмотка I первого из них содержит 120 витков, а обмотки II и III — по 45 витков провода ПЭВ-2 0,2. Первичная обмотка трансформатора ТЗ представляет собой 2 витка, а вторичная — 20 витков провода ПЭВ-2 0,4 Магнитопроводом трансформатора Т2 служат два склеенных вместе кольца типоразмера К32x20x9 из феррита 2000НМ. Его обмотка I содержит 1,5 витка провода ПЭВ-2 2,0, обмотка II — 88 витков провода ПЭВ-2 0,4 (отводы от 36 до 50-го витков, считая от начала), обмотка III —16 витков провода ПЭВ-2 1,0 (отвод от 14-го витка) Перед намоткой провода острые грани колец надо сгладить надфилем, после чего обмотать магнитопровод лакотканью или изоляционной лентой.

Налаживание преобразователя напряжения заключается в следующем. Сначала подбором резистора R1 добиваются на выходе буферного каскада импульсного сигнала, близкого по форме к меандру. Затем, в случае необходимости, подбором конденсатора С1 устанавливают частоту задающего генератора, равную 25.. 27 кГц. Ток, потребляемый преобразователем без нагрузки, должен составлять примерно 500 мА. Аналогичный преобразователь можно приспособить для мотоцикла Для нагрузок, рассчитанных на другие напряжения, нужно лишь пересчитать данные трансформатора Т2 по методике, описанной в [2]

ЛИТЕРАТУРА:

1. Халатян А. Питание ламп дневного света Сб. «В помощь радиолюбителю», вып. 67, с. 33.— М ДОСААФ, 1979

2. Жучков В. Расчет трансформатора импульсного блока питания.— Радио, 1987, № 11, с. 43.

Источник: РАДИО № 4, 1992
Автор: И. НЕЧАЕВ, г. Курск


C этой схемой также часто просматривают:

ЗАЖИГАЛКА ДЛЯ ГАЗА
Зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных батарей
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
Имитатор для проверки телефонных аппаратов
Простые датчики для охранной сигнализации
Что можно сотворить из “умершей” мышки…
Переключатель двух ёлочных гирлянд.
Переключатель елочных гирлянд на основе PIC16C84.
Переключатель на 8 гирлянд

Главные категории

Arduino


Аудио


В Вашу мастерскую


Видео


Для автомобиля


Для дома и быта


Для начинающих


Зарядные устройства


Измерительные приборы


Источники питания


Компьютер


Медицина и здоровье


Микроконтроллеры


Музыкантам


Опасные, но интересные конструкции


Охранные устройства


Программаторы


Радио и связь


Радиоуправление моделями


Световые эффекты


Связь по проводам и не только...


Телевидение


Телефония


Узлы цифровой электроники


Фототехника


Шпионская техника



Реклама на KAZUS.RU


Последние поступления

Регулятор скорости вентилятора автомобильной печки на PIC контроллере

Генератор для проверки автомобильных тахометров

Автоматический блок управления стеклоочистителем

Плавное гашение салонного света

Сигнализатор превышения заданной скорости

Бегущая строка с вводом текста с помощью компьютерной клавиатуры

Автомобильный стробоскоп-фонарик на PIC

Отображение данных в зеркале заднего вида

Блок управления запуском двигателя

Цифровой спидометр автомобиля на основе GLCD



© 2003—2024 «KAZUS.RU - Электронный портал»